Среда, 08.05.2024, 06:05

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Онлайн радио

Онлайн радио #radiobells_script_hash
Слушать радио в отдельном окне
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Первомайское (укр. Первомайське) — село, Первомайский сельский совет, Глуховский район, Сумская область, Украина.
Код КОАТУУ — 5921583701. Население по переписи 2001 года составляло 635 человек [1].
Является административным центром Первомайского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Жалковщина, Месензовка, Нарбутовка, Перше Травня и посёлок Эсмань.

Географическое положение

Село Первомайское находится у истоков реки Яновка, выше по течению примыкают село Перше Травня и посёлок Эсмань, ниже по течению примыкает село Месензовка. Село вытянуто вдоль русла реки на 5 км. Рядом проходит железная дорога, станция Эсмань, и автомобильная дорога М-02 (E 101).

Географическая широта: 51°49'18'' с.ш. 
Географическая долгота: 34°1'44'' в.д. 
Высота над уровнем моря 178 м 
Почтовый индекс 41430 
Телефонный код: +380 5444 

Фрагмент карты Черниговской губернии 1821года

 

 

 

 

 

 

Современная карта


История
Известно с середины XVII века как село Яновка.
1928 - село переименовано в Красное.
1957 - село переименовано в Первомайское.

Религия

Покровская церковь (1803-1812 гг)

Во время немецко-фашистской оккупации многие жители Червоного вступили в партизанское соединение под командованием М. И. Наумова. На фронтах Великой Отечественной войны и в партизанских отрядах против врага сражались 386 жителей села, 290 из них за мужество и отвагу награждены орденами и медалями СССР. Уроженец Нарбутовки Е. Д. Полозов — полный кавалер ордена Славы. 236 человек пали смертью храбрых в боях за свободу и независимость Родины. В Первомайском сооружены памятники советским воинам, погибшим при освобождении села от гитлеровцев, и односельчанам, павшим в борьбе против фашистов.

В Первомайском установлен памятник В. И. Ленину.

Уроженцами Первомайского являются генерал-лейтенант Советской Армии А. И. Мальчевский и генерал-майор Советской Армии А. Т. Зайцев. В Нарбутовке родился украинский художник-график Г. И. Нарбут (1886—1920).

Вблизи Эсмани обнаружены остатки древнерусского городища.

В 1845 году Тарас Григорьевич Шевченко, путешествуя из Петербурга на родину, имел в с. Есмань первую в Украине остановку для ночлега. С ней связывается сюжет русской повести Шевченко «Капитанша».

 

 

"Описание Левобережной Украины конца 17 - начала 18 века» зафиксировал такие населенные пункты: село Яновка - 113 душ, деревня Карпековка она же и Лавра - 217 душ, хутор Лавра - 66 душ.

Статистик Русов в своем "Описании Черниговской губернии" отметил населенный пункт Нарбутивка как Лавро нарбутовской хутор Османской волости. Начало 18 в. - 9 дворов, конец 18 в. - 6 дворов, 1897 год - 47 дворов 276 человек.

Итак, вышесказанные два населенных пункта с разными названиями не делятся, а перечисляются вместе. Перепись 1924 зафиксировала те же населенные пункты Янивской поселкового совета: Лавра деревня 72 двора - 413 человек, Месензовка деревня 71 дворы 346 человек, Нарбутивка деревня 67 дворов 373 человека, Яновка село 204 дворы 1156 человек.

Во время исследования топонимов часто встречаются деформированные названия населенных пунктов, особенно подвержены искажению заимствованные иностранные слова, зафиксированные в названиях, в результате чего первоначальная структура теряется и топоним приобретает другое значение.

Подобное извращение произошло с топонимом Нарбутивка. Как отмечает известный глуховский исследователь Владимир Ткаченко в этимологии этого слова лежит литовское слово "Нарбут", что означает "Строитель".

Деформации поддалась название хутора Месензивка. В основе этого слова топонима лежит польское слово "Ксенз", что означает монах. Вероятно, этот хутор в 30-е годы 17 веке основали польские монахи. Одноименная название села Ксензивка находится в Коропском районе на Черниговщине (ныне село Пролетарское).

ри После изгнания поляков из нашей территории царской грамотой 1667 бывшие земли были возвращены Новгород-Северском Спасском монастырю, который стал филиалом Киево-Печерской лавры.

Митрополит Евгений Болховитинов в своей книге "Избранные труды по истории Киева" рассказывал: "... Печерская лавра во многих городах для пристанища своей братии имела подворье, как-то в Глухове, Стародубе, Кролевца, Нежине, Коропе, Чернигове, Остре и в самом Киеве , а всех волостей до 1786 года лавра имела ... во всех их мужского пола крестьян 28510 душ ».

Из этого документа следует отметить, что два хутора под одним названием Лавра зафиксированы в предыдущих описаниях поселений монахами Киево-Печерской Лавры.

Шло время в поисках свободных земель императрица Екатерина II провела секуляризацию монастырских земель, вследствие его канцелярист Новгород-Северской казенной палаты Корпека получил здесь земельный надел и основал хутор под названием Карпекивка. В этих местах находились владения Иосифа Туманского и Глуховского городскому атаману Романа Яненко.

Иосиф Туманский был женат на дочери Яненко. После смерти Яненко земли были переданы в наследство его дочери.Впоследствии три хутора Лавра, Яновка и Карпенкивка расширились и получили название Яновка. В советские времена село переименовали в Первомайское.

 

 


   Известные люди Первомайска

     

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ СОВЕТСКОЙ АРМИИ А.И. МАЛЬЧЕВСКИЙ

Александр Иванович Мальчевский родился в 1905 году. 
Уроженец села Яновка Черниговской губернии, ныне Первомайское Глуховского района Сумской области, Украинец. 
В РККА с 1924 г. с 1931 года кадровый офицер, Член ВКПб с 1942 г. 
Александр Иванович начал войну 22 июня 1941 года капитаном, командиром 556 Стрелкового полка 169 Стрелковой Дивизии.
Уже 14 сентября 1941 года за бои с 1 по 10 сентября на Юго-Западном направлении в районе Ямполя и Первомайска по оказанию помощи войскам 6-й и 12-й армий, прорывавшимся на Первомайск, капитан Мальчевский А.И. получил первое ранение на поле боя и за мужество и личную отвагу был представлен к своей первой правительственной награде – Ордену Ленина.


В наградном представлении командования 169 Стрелковой Дивизии на Александра Ивановича есть такие строки «Капитан тов. Мальчевский во всех боях находился на передовой линии, вместе с бойцами он своим героическим подвигом и личным примером воодушевил бойцов на разгром немецких фашистов. 
Тов. Мальчевский 5 сентября 1941 года лично сам повел полк в атаку, в этом ожесточенном бою был ранен осколком вражеской мины. 
Тов. Мальчевский достоин правительственной награды – Орден Ленина».
В сухих строках представления не сказано, насколько тяжелы были те сентябрьские бои на Южном фронте, вот краткая выдержка из боевого пути дивизии - «169 СД имея задачу помочь войскам 6-й и 12-й армий, прорывавшимся на Первомайск, сама оказалась в кольце и понесла большие потери. Возле Первомайска был смертельно ранен её командир генерал-майор И.Е.Турунов, однако дивизия сумела вырваться из окружения и соединиться с главными силами Южного Фронта».

Из воспоминаний Рябышева Дмитрия Ивановича, участника тех событий (командира 8-го механизированного корпуса Киевского особого округа):

«Для 556-го и 680-го стрелковых полков нарезались участки обороны по 20 километров, а названным дивизиям ставилась задача прикрыть стык с соседом, не допустить немцев на Волчанск. Правда, в резерве за левым флангом 169-й стрелковой дивизии располагался ее 434-й стрелковый полк. Но этот полк в ходе наступательной операции понес очень большие потери, его укомплектованность в людях и боевой технике не достигала и 30 процентов штатной численности. Фашисты прицельно обстреливали боевые порядки рот, потому что вся глубина нашей обороны просматривалась как на ладони. В небе беспрерывно висели "юнкерсы". Тяжело было находиться под этим огненным шквалом. Но бойцы держались до 17 часов. А потом фашисты прорвали оборону у села Новая Таволжанка. Танки и мотопехота двинулись на совхоз "Плетневка". Этим маневром противник отрезал 556-й полк, некоторое время спустя командир 169-й стрелковой дивизии потерял с ним связь».

Награда была вручена капитану в феврале 1942 года, но не ОРДЕН ЛЕНИНА. (Приказом № 31/Н от17.02.1942 г. по 6-й армии от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР был награжден ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ( № 10671358).
После излучения от ранения вернулся в родную дивизию и воевал в ее составе, был вновь ранен в мае 1942 года.
17 декабря 1942 года уже майор Мальчевский А.И. принял под свое командование 154-ю отдельную морскую стрелковую бригаду 64 Армии (прототип современных бригад морской пехоты).

Бригаду он принял после ее переформирования и доукомплектования, так как 154 ОМСБ понесла тяжелые потери в результате ожесточенных боев под Сталинградом в августе 1942 года (Бригада потеряла 80% личного состава).

 


Нарбут Георгий Иванович



Георгий Иванович родился 25 февраля (9 марта) 1886 года, на хуторе Нарбутовка (около Глухова; ныне Сумская область Украины) в семье мелкого служащего. Его отец, Иван Яковлевич, принадлежал к старинному литовскому дворянскому роду, однако совершенно захудалому. Он был человеком образованным: окончил физико-математический факультет Киевского университета. Мать художника, Неонила Николаевна, урождённая Махнович, была дочерью священника, рано осиротела и вышла замуж совсем молодой. В семье Нарбутов было семеро детей: пятеро сыновей и две дочери. Ещё в детстве Георгий вырезал «вытынанки» — фигурки из бумаги, служившие украшением народного жилища. С 1896 года он учился в Глуховской гимназии, где заинтересовался книжной иллюстрацией, рисунками И. Билибина к детским книжкам, увлёкся геральдикой. Начальное художественное образование Георгий получил своими силами.

В 1906 году, по окончании гимназии, Георгий с братом Владимиром переезжают в Санкт-Петербург и в конце августа поступают в Петербургский университет на факультет восточных языков. Однако Георгий сразу же перевелся на филологический факультет. Найдя среди студентов университета таких же, как он, художников-любителей, Нарбут организовал в вечерние часы занятия рисунком. Недолгое время Нарбут посещал частную студию Е.Н. Званцевой, где его наставниками были Л.С. Бакст и М.В. Добужинский. В начале весны 1909 года Георгий Нарбут впервые участвовал в самой представительной столичной выставке того времени — VI выставке Союза русских художников. В том же году, по совету М. Добужинского, Г. И. Нарбут уехал в Мюнхен, где три месяца совершенствовал мастерство в студии графика Ш. Холлоши, изучал книги в Мюнхенской пинакотеке. Влияние на творчество Г. Нарбута оказал немецкий график Эмиль Преториус, который в 1909 году основал в Мюнхене Школу иллюстрации и книжного дела.

После возвращения в Санкт-Петербург Георгий Иванович стал членом художественного объединения «Мир искусства», а в 1916 году вместе с Е. Лансере, К. Петровым-Водкиным, И. Билибиным он был избран в комитет этого объединения. Нарбут становится постоянным сотрудником журнала «Аполлон». С 1913 года он также работал в качестве художника в редакции журнала «Гербовед», издававшемся в течение двух лет.

19 мая 1915 года, по протекции В. К. Лукомского, назначенного в 1914 году на должность управляющего гербовым отделением Сената, Нарбут был назначен канцелярским служителем департамента геральдии. Позднее художник был призван на военную службу. Ему удалось устроиться в Красный Крест при одном санитарном поезде, с которым он никуда не ездил, а должен был ежедневно бывать в Царском Селе. Затем, с помощью Мстислава Добужинского, он был зачислен в историческую комиссию Красного Креста. Теперь его «служба» заключалась в ежедневных занятиях по редактированию книги о 50-летии Красного Креста и в графической работе для этого издания.

После Февральской революции 1917 года Нарбут вместе с некоторыми другими деятелями искусства, а также тремя представителями Совета Рабочих и Солдатских Депутатов становится членом особого Совещания по делам искусств при Временном правительстве. В Санкт-Петербурге Г. Нарбут жил с небольшими перерывами до 1917 года.

В марте 1917 года Г. Нарбут уезжает в Киев. Поездка была ему оформлена как командировка с целью принятия мер по охране киевского дворца. В сентябре того же года он стал профессором графики новообразованной Украинской академии искусств, а с декабря (по другим данным, с февраля 1918) — её ректором. В Киеве Нарбут занимался созданием эскизов военных мундиров армии Украины, оформлением упаковок и этикеток для украинских товаров. Он создал украинские банкноты, грамоты, открытки и почтовые марки.

После провозглашения Украинской державы во главе с П. Скоропадским, Модзалевский и Нарбут начали добиваться отмены утверждённых гербов и печатей УНР. 18 июля 1918 года гетман утвердил спроектированную Нарбутом новую малую Государственную печать: на восьмиугольном щите был изображён казак с мушкетом. Щит был обрамлён барочным картушем и увенчан трезубцем святого Владимира. По кругу с обеих сторон шла надпись «Українська Держава». Её напечатали на банкноте в 1000 карбованцев, выпущенной 13 ноября 1918 года. Государственный Герб, разработанный Нарбутом, утвердить не успели: 14 декабря гетман отрёкся власти.

Главной в творчестве Нарбута стала работа над созданием рисунков для «Украинской азбуки», которую он начал в 1917 году ещё в Петрограде. В ней художник достиг предельной простоты и вместе с тем изысканности композиции, рисунка и цвета. В решении букв азбуки Нарбут объединил достижения как украинской рукописной и печатной книги, так и достижения западноевропейских мастеров шрифта.

После установления Советской власти на Украине Г.И. Нарбуту стали поступать заказы от издательств Совета народного хозяйства Украины и Всеукраинского литературного комитета. Для их выполнения художник находит новые художественные решения, становясь отцом украинской советской книжно-журнальной графики. В основу своего нового стиля он положил украинский изобразительный фольклор — «козаки-мамаи», набойки, ковры, расписная керамика, резьба по дереву и прочее. Вместе с тем от мазепинского герба, парчовых жупанов и барочных фронтонов он с поразительной быстротой и лёгкостью переходит к пятиконечной звезде и суровой архитектуре заводских строений.

19 декабря 1917 года был напечатан первый денежный знак Украинской Народной Республики — купюра достоинством в 100 карбованцев, автором оформления которого был Георгий Иванович Нарбут. В оформлении купюры Нарбут применил орнаменты в духе украинского барокко XVII—XVIII веков, декоративные шрифты, изображение самострела (герб Киевского магистрата XVI— XVIII веков) и трезубца святого Владимира, ставшего впоследствии государственным гербом Украины.

1 марта 1918 года Центральная Рада приняла закон о введении новой денежной единицы — гривны. Было напечатаны дензнаки номиналами в 2, 10, 100, 500, 1000 и 2000 гривен (проекты двух последних были выполнены уже после провозглашения гетманата). Георгием Нарбутом были выполнены эскизы банкнот номиналами в 10, 100 и 500 гривен. В эскизе 10-гривневой купюры он использовал орнаменты украинских книжных гравюр XVII века, 100-гривневой — изображение рабочего с молотом и крестьянки с серпом на фоне венка из цветов и плодов, 500-гривневой — аллегорию «Молодая Украина» в виде озарённой девичьей головки в венке (благодаря ей, купюра получила ироническое народное название «Горпинка»).

Придя к власти, гетман Павел Скоропадский восстановил в качестве денежной единицы Украинской державы карбованец. Георгию Нарбуту принадлежит эскиз 100-рублевого дензнака, где он использовал портрет Богдана Хмельницкого (водяной знак), индустриальные мотивы и созданный им проект герба Украинской державы.

Сразу после Февральской революции Временное правительство приняло решение о выпуске почтовой марки с новой символикой. Летом 1917 года Министерством почт и телеграфов был объявлен конкурс на лучший рисунок новой почтовой марки, в котором Г. И. Нарбут принимал участие.

Георгий Нарбут был автором первых марок Украинской Народной Республики, номиналом в 30, 40 и 50 шагов. Марки вышли в свет 18 июля 1918 года и были изготовлены в Киеве на Пушкинской улице, 6, где в те годы располагалась типография Василия Кульженко, а также в одесской типографии Ефима Фесенко. На марке в 30 шагов была помещена аллегория «Молодая Украина», на миниатюре в 40 шагов дано изображение стилизованного трезубца святого Владимира, на марке в 50 шагов — почтовых рожков и большой цифры номинала.

Г. И. Нарбут являлся также автором проектов невыпущенных марок с портретами князя Константина Острожского, философа Григория Сковороды и гетмана Петра Дорошенко в 10, 20 и 40 шагов, соответственно, марки «в пользу почтальона» номиналом в 30 шагов и марки на продажу табака в 10 гривен.

В 1926 году в Киеве состоялась посмертная выставка художника. В том же году в Ленинграде вышла книга Эриха Голлебраха «Силуэты Нарбута».

Нарбутовская марка с аллегорией «Молодая Украина» служила до 1986 года основным элементом для эмблемы Союза украинских филатклистов и нумизматов (США). В 1992 году директор СУФН Ингерт Кузич-Березовский учредил приз имени Георгия Нарбута «За лучший проект украинской марки». Приз ежегодно вручается художнику, чьи марка, серия марок или почтовый блок были признаны лучшими.

16 мая и 17 июня 1992 года вышли первые стандартные марки Украины. Они повторяли рисунок-аллегорию Г. И. Нарбута «Молодая Украина», который он использовал для марки УНР номиналом в 30 шагов.

В 2006 году Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом в 2 гривны, посвящённую 120-летию со дня рождения Г. И. Нарбута.

           


На аверсе изображён фрагмент оформления купюры 1918 года — крестьянка и рабочий на фоне венка из цветов и плодов, над которым размещён год чеканки монеты «2006», малый Государственный Герб Украины и надпись — «НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК» / «УКРАЇНИ»; внизу — «2 / ГРИВНІ» и логотип Монетного двора Национального банка Украины.

На реверсе силуэтное изображение Георгия Нарбута, справа от которого изображен родовой герб Нарбутов, под которым помещены годы жизни — «1886 / 1920» и полукругом размещена надпись «ГЕОРГІЙ НАРБУТ».

В том же году, 10 марта, почтой Украины и издательством «Марка України» был сделан выпуск коммеморативной почтовой марки с купоном по случаю 120-летнего юбилея художника. Автор дизайна марки и купона — Владимир Таран. Были также подготовлены конверт первого дня с графическим портретом Георгия Нарбута (художник В. Таран) и специальный почтовый штемпель (автор Александр Сталмокас), на котором воспроизведён нарбутовский рисунок женской головы, символизирующей Украину, с марки УНР в 30 шагов.

В 2008 году почта Украины выпустила два почтовых блока, посвящённых 90-летию первых почтовых марок УНР. На марках, составляющих блоки, изображены первые марки УНР, а на купонах — портреты Г.И. Нарбута и А.Ф. Середы.

Владимир Нарбут. Vladimir Narbut


Нарбут Владимир Иванович [р.1888] - поэт. Сын помещика. Родился на хуторе Нарбутовка Черниговской губ. Среднее образование получил в Глуховской гимназии, высшее - в Петербурге. Годы Октябрьской революции Нарбут провёл в Одессе, Ростове-на-Дону, Киеве и здесь вступил в РКП(б). После изгнания из Крыма белых Нарбут переехал в Москву, был руководителем издательства «ЗиФ». В 1928 исключён из партии за сокрытие ряда обстоятельств, связанных с его пребыванием на юге во время белогвардейской оккупации. Печататься начал с 1910 (в СПБ студенческом журнале «Гаудеамус»). В 1912 примкнул к «цеху поэтов».

Первая книга стихов Нарбута, напечатанная церковно-славянским шрифтом с эпиграфом из псалмов, была конфискована царской цензурой за то, что воспевала все «твари божие» вплоть до «погани лохматой». В этих стихах Нарбут изливал славословия всем явлениям бытия. Фетишизирование предметов и некритическое отношение к реальной действительности, за которым скрывалась апология капиталистического строя, характерная для всего творчества акмеистов, составляли основную суть всех дооктябрьских стихов Нарбута. Послеоктябрьские стихи Нарбута (сб. «В огненных столбах») хотя и посвящены революционной тематике, однако отвлечённы, далеки от конкретной классовой борьбы пролетариата. Общее славословие революции, облечённое в выспренные, евангелические тона, - вот характер этих стихов, мало отличающихся от стихов дооктябрьских.

После продолжительного молчания Нарбут впервые опубликовал новые стихи в 1933 («Новый мир», 1933, VI). Нарбут здесь ставит вопрос о переделке и познании мира пролетариатом. Однако перегруженность физиологизмом, тенденции к подмене социальных явлений биологическими говорят о том, что подлинной мировоззренческой перестройки Нарбут не произвел. Кроме стихов Нарбуту принадлежит ряд посредственных рассказов.

Впечатляющий портрет Нарбута дал Валентин Катаев в повести «Алмазный мой венец», где поэт выведен под именем колченогого. «С отрубленной кистью левой руки, культяпку которой он тщательно прятал в глубине пустого рукава, с перебитым во время гражданской войны коленным суставом, что делало его походку странно качающейся, судорожной, несколько заикающийся от контузии, высокий, казавшийся костлявым, с наголо обритой головой хунхуза, в громадной лохматой папахе, похожей на чёрную хризантему, чем-то напоминающий не то смертельно раненного гладиатора, не то падшего ангела с прекрасным демоническим лицом...»

Нарбут несколько раз чудом уходил от смерти. Об одном из таких случаев внучка поэта Т. Р. Нарбут пишет: «...На хутор Хохловка, где семья Нарбутов встречала Новый год (это было 1 января 1918 г.), ворвалась банда анархистов и учинила расправу. Отец Владимира Ивановича успел выскочить в окно и бежал, жена с двухлетним Романом спряталась под стол, а остальных буквально растерзали. Был убит брат Сергей и многие другие обитатели Хохловки. Владимира Ивановича тоже считали убитым. Всех свалили в хлев. Навоз не дал замёрзнуть тяжело раненному В. И. Нарбуту. На следующий день его нашли. Нина Ивановна (жена поэта) погрузила его на возок, завалила хламом и свезла в больницу. У него была прострелена кисть левой руки и на теле несколько штыковых ран, в том числе в области сердца. Из-за начавшейся гангрены кисть левой руки ампутировали».

Во время гражданской войны Нарбут воевал на стороне красных, был захвачен в плен и расстрелян, но не убит — ночью ему удалось выползти из-под трупов и скрыться. Однако от сталинского лагеря Нарбут не ушёл. Он был коммунистом, директором издательства «Земля и фабрика», но ещё до ежовско-бериевских чисток лишился всех партийно-издательских постов, поскольку обнаружился документ, подписанный Нарбутом во время допросов в белогвардейской контрразведке.

3 октября 1928 года в «Красной газете» появилось такое сообщение: «Ввиду того, что Нарбут В. И. скрыл от партии, как в 1919 г., когда он был освобождён из ростовской тюрьмы и вступил в организацию, так и после, когда дело его разбиралось в ЦКК, свои показания деникинской контрразведке, опорочивающие партию и недостойные члена партии, — исключить его из рядов ВКП(б)». Ну, а когда после убийства Кирова чекисты стали периодически забрасывать широкий невод, Нарбут, естественно, попался в него довольно быстро. Его арестовали 26 октября 1936 года.

Точных сведений о его смерти нет, есть только рассказ некоего Казарновского, который приводит в своих воспоминаниях Н. Я. Мандельштам, вдоваОсипа Мандельштама: «Про него (Нарбута) говорят, что в пересыльном [лагере] он был ассенизатором, то есть чистил выгребные ямы, и погиб с другими инвалидами на взорванной барже. Баржу взорвали, чтобы освободить лагерь от инвалидов. Для разгрузки...»

Официальная дата смерти Нарбута — 15 ноября 1944 года, скорее всего, фальшивка. «Дата в свидетельстве о смерти, выданном загсом, тоже ничего не доказывает, — пишет Н. Я. Мандельштам. — Даты проставлялись совершенно произвольно, и часто миллионы смертей сознательно относились к одному периоду, например, к военному. Для статистики оказалось удобным, чтобы лагерные смерти слились с военными... Картина репрессий этим затушёвывалась, а до истины никому дела нет. В период реабилитации почти механически выставлялись как даты смерти сорок второй и сорок третий годы»... Очевидцы относят смерть Владимира Нарбута в ледяных волнах Охотского моря к весне 1938 года.

СТИХИ
В огне

Овраг укачал деревню 
(глубокая колыбель), 
и зорями вторит певню 
пастушеская свирель. 
Как пахнет мятой и тмином 
и ржами - перед дождём! 
Гудит за весёлым тыном 
пчелиный липовый дом. 
Косматый табун - ночное - 
шишига в лугах пасёт, 
а небо, как и при Ное; 
налитый звёздами сот. 
Годами, в труде упрямом, 
в глухой чернозём вросла 
горбунья-хата на самом 
отшибе - вон из села. 
Жужжит веретёнце, кокон 
наматывает рука, 
и мимо радужных окон